672000, г. Чита, ул. Бабушкина, 113. тел. +7(3022)260315, 355530, 266709. e-mail: chitinsky.muzei@yandex.ru
Отдел Музей декабристов: 672010, г. Чита, ул. Декабристов, 3б. тел. +7(3022)310408, 310412
 
главная о музее новости экспозиции выставки коллекции публикации экспедиции
Часы работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 ч. Выходной день - понедельник
Входная плата: - 130 руб. (для студентов, школьников, дошкольников и пенсионеров - 90 руб.) Экскурсионное обслуживание: - 90 руб. (для всех категорий)

 

МУЗЕИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ 
   
Нерчинский краеведческий музей  
 
ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ И СУДЕБ
   

Нерчинск – старейший город Забайкалья. Начиная с момента основания, он оказывал большое влияние на все стороны жизни огромного края. Поэтому не случайно, что именно в Нерчинске в XIX веке сосредоточились основные культурные силы, содействовавшие его процветанию. С Нерчинском связана жизнь и деятельность целой плеяды людей, живо интересовавшихся его прошлым и настоящим. Это М.А. Зензинов, И.А. Юренский, М.Д. Бутин, Т.Д. Мауриц, в домах которых создавались своеобразные уголки древних и редких вещей со всего мира, а также ботанические и биологические коллекции. Не отставали от них и учебные заведения города. В 1879 году, отбыв срок наказания на Карийской каторге по знаменитому «делу Нечаева», в Нерчинск на поселение приезжает Алексей Кириллович Кузнецов. Здесь, на Соборной площади, он снимает дом с кухней, амбаром, баней, ледником, садиком и огородом. Вполне естественно, что приезд в город образованного человека сразу же привлекает внимание местной элиты. По приглашению крупнейшего Нерчинского купца и золотопромышленника М.Д. Бутина Алексей Кириллович занялся устройством сельскохозяйственной фермы в пади Зыряниха и постройкой водопровода в город.
В 1880 году вместе с общественником М.Ф. Суровцевым Кузнецов организует в Нерчинске «Общество попечения о народном образовании», избирается первым его председателем и принимает горячее участие в работе комитета Нерчинской городской библиотеки. По его инициативе организуется музыкально-драматический кружок и проводится большая работа по подготовке документации для открытия сельскохозяйственной школы с ремесленными классами. В этот же период Алексей Кириллович увлекается новым во всех отношениях делом – фотографией. Это занятие становится не только одним из основных средств его заработка, но и позволяет совершать поездки по разным местам Забайкалья. Во время этих поездок он исследует археологические памятники, собирает коллекции, ведёт наблюдения, делает снимки различных мест и людей с краеведческой целью. Подобная деятельность в 1885 году наталкивает Кузнецова на мысль об устройстве в Нерчинске музея. Со всей свойственной ему страстью и упорством Алексей Кириллович начинает претворять её в жизнь. По свидетельству М. Чернавского, «он даже к своим клиентам, т. е. к людям, приходившим сниматься, подходил с тайным вопросом, а не может ли он быть чем-нибудь полезен для музея».

Витраж. Конец XIX века
   
 
Из разных уголков Забайкалья Кузнецову приходили письма с сообщением о находках древних вещей, а так же посылки с ними. «Я не только осязательно вижу пользу, приносимую местными музеями, но в своих мыслях захожу далеко: мне кажется, что местные музеи, может быть в недалёком будущем, будут главными проводниками в народную массу как теоретических, так и практических вопросов». «Местный музей должен представлять наглядную картину всех сторон настоящей и прошлой жизни известной местности. В таком музее как строгий ученый мог бы найти ответы на интересующие его вопросы, так и всякий практический человек мог бы найти все данные для решения того или иного вопроса, а каждый посетитель мог бы удовлетворить своей любознательности» - отмечал Кузнецов в своих письмах Н.М. Мартьянову и Д.А. Клеменцу. Вскоре ему удаётся заинтересовать собранными коллекциями верхнеудинского купца И.Ф. Голдобина, который отпустил в распоряжение Кузнецова значительную сумму на устройство музея. На эти деньги он снимает нижний этаж недавно перестроенного каменного здания Городской Думы, а 16 ноября 1886 года в бюллетене «Нерчинской агентуры» публикует обращение по поводу создания музея в Нерчинске. С этого момента и ведёт отсчёт своего летоисчисления старейший музей Забайкалья. Задачи музея определялись так: «Нерчинский музей есть музей местный, публичный, с бесплатным входом, обнимающий богатства края, настоящую и прошедшую жизнь Забайкалья с его производительностью, с этнографическими особенностями инородцев и археологическими памятниками, причем музей должен способствовать распространению среди населения края естественно-исторических, технических и сельскохозяйственных знаний». Исходя из этого, в музее было образовано три отдела: естественно-исторический – «всё, что окружает человека в природе», промышленный и сельскохозяйственный – «всё, что люди извлекают из естественных богатств, и в чём проявляется труд», антропологический, этнографический и археологический – «всё, что относится к жизни настоящих обитателей Забайкальской области и её древних обитателей». Коллекция музея собиралась по крупицам. Основанием её стали остатки минералогических коллекций М.А. Зензинова, найденные в заброшенном амбаре во дворе полицейского управления, гербарии Ф.К. Каро, Г.А. Стукова, М.И. Губельмана (Е.М. Ярославского), археологические сборы самого Кузнецова и его добровольных помощников. К 1892 году коллекции музея возросли с 1479 до 13339 единиц хранения, в 1897 году только в отделе археологии насчитывалось 5740 предметов.
В этнографическом отделе экспонировались манекен баргузинской орочонки в полном костюме, предметы бурятского культа, переданные доктором Н.В. Кирилловым и ширетуями забайкальских дацанов, фотографии, предметы шаманского культа. Музей поддерживал связи с Русским обществом акклиматизации животных и растений, с Императорским Санкт-Петербургским обществом естествоиспытателей, Ботаническим садом Юрьевского университета, Восточно-Сибирским отделением ИРГО. В 1890 – 1898 годах публиковались отчёты о деятельности музея. В 1889 году, с целью дать образование дочерям, А.К. Кузнецов переезжает в Читу. Чита произвела на него гнетущее впечатление, мыслями он живёт в Нерчинске и забрасывает Нерчинцев вопросами о музее и библиотеке. 14 – 15 июня 1891 года, возвращаясь из путешествия по странам востока, в Нерчинске останавливался Наследник Цесаревич, будущий последний Российский Император Николай II. Побывал он и в музее. Вот как описывается это событие в книге князя Э.Э. Ухтомского, сопровождавшего Наследника: «Его Императорское Высочество внимательно осматривал Нерчинский музей, где пробыл около часа; объяснения давал один из членов правления, г. Кузнецов, который и удостоился благодарностей, причём Наследник Цесаревич милостиво подал ему руку. В тот же день Его Императорское Высочество на поддержание музея пожертвовал 500 рублей». Сам Кузнецов получил в подарок от высочайшего гостя бриллиантовую булавку.
   
Вид на усадьбу Бутиных. Открытка начала XX века.

Пользуясь этим обстоятельством, Алексей Кириллович развивает ещё более оживлённую деятельность. «На моих глазах, - писал он, - в заброшенном Нерчинске интерес к музею развивается с каждым годом: тысячи его посетителей, выслушивая объяснения, знакомятся с тем, что прежде не слышали и не видели». Несмотря на быстрый рост музея и высшее покровительство, Нерчинская Городская Дума не особо интересовалась его делами. Возникший конфликт с властями привёл к тому, что в 1894 году А.К. Кузнецов окончательно переезжает на жительство в Читу, а сам музей выселяется в тесное и неприспособленное помещение бывшей биржи – на второй этаж Гостиного двора. «Нерчинская городская дума, - писал известный деятель культуры Сибири Д.А. Клеменц, - в течение 10 лет уделявшая не без протеста кое-какие гроши на музей, собиравшаяся несколько раз отнять у него помещение, теперь исполнила свою заветную мечту: свалила в кучу коллекции, т. к. ей помещение понадобилось на что-то другое». Это событие стало причиной дальнейшего упадка музея, продолжавшегося несколько десятков лет.
Назначенный новый заведующий музеем Георгий Андреевич Стуков пытался хоть как-то поддерживать его деятельность. Был избран новый Комитет, в состав которого помимо Стукова вошли А.И. Мысловский, М.М. Чернавский, Т.М. Масюков. 16 апреля 1897 года был утверждён Устав музея, по которому он передавался под покровительство Приамурского отделения ИРГО. Вскоре и Г.А. Стуков переезжает в Читу, а Нерчинский музей приходит в полнейшее запустение

С установлением Советской власти существенных изменений в судьбе музея не произошло. В 1920 году директором музея становится Лаврентий Александрович Пуляевский. С его именем связан период кратковременного возрождения музея. Пуляевскому удалось сохранить и значительно пополнить основной фонд, создать актив краеведов, организовать историко-этнографическую экспедицию по району, издать «Очерк по истории г. Нерчинска».
Благодаря настойчивости Пуляевского в 1926 году музею было отведено 7 комнат во Дворце М.Д. Бутина. Однако, уже в 1934 году Дворец понравился заведующему клубом воинской части и председатель Райисполкома Афанасьев распорядился немедленно вынести всё имущество музея из этого здания. Экспонаты сначала свалили в кучи под открытым небом, затем перенесли в бывшие конюшни Бутина, оттуда вновь в неотапливаемое, полуразрушенное и никем не охраняемое помещение на втором этаже Гостиного двора. Вслед за этим силами школьников остатки коллекций переместили в мезонин бывшей гостиницы «Даурия». Естественно, что вещи сваливались как и куда попало, портились, ломались, расхищались. Музейная мебель, ковры, картины, зеркала и прочее были розданы разным «лицам во временное пользование». «Лица» эти разъехались и вещи пропали. Часть коллекций в период бесконечных переездов и хищений сумели спасти сотрудники Читинского музея. Все эти события описывает в своей записке «Судьба Нерчинского краеведческого музея» Г.С. Новиков-Даурский. Им же в 1934 году был подан письменный протест в Гор-Райисполком против такого отношения к музею. Протест возымел действие, и в 1938 году музею было отведено помещение Воскресенского Собора. Так был спасён не только музей, но и сам Собор, который местные власти собирались разрушить и уже успели к этому времени снести колокольню.

М.Д. Бутин
   
 
Проблемы музея на этом не закончились. Г.С. Новиков-Даурский, родившийся в Нерчинске и проживавший в нём до 1912 года, писал: «Летом 1947 года я заехал в Нерчинск, побывал в музее, беседовал с его работниками, разговаривал со старожилами, и выяснилось, что… штат музея, его работников, был подобран на редкость неудачно и музей этими «работниками» был превращён в какой-то своеобразный притончик: тут происходили попойки, драки… музейная мебель употреблялась для надобности проживающих в музее лиц (служащих и посторонних), вещи портились и расхищались самими сотрудниками музея». Восстановление экспозиции музея началось только в 40-е годы, с приходом в него Дениса Ефимовича и Марии Степановны Подойницыных. «Кое-как… без помощи…, не имея опыта музейной работы, всё же сумели привести хозяйство и научные фонды в некоторый порядок и поправили, как нашли возможным, экспозицию., - писал Новиков-Даурский, - Надо отдать справедливость Подойницыным – они полюбили музей и стараются вывести его на надлежащую дорогу… Жаль только, что от местных властей он (Д.Е. Подойницын – А.Л.) не встречает надлежащей помощи в своих мероприятиях, а иногда его даже не понимают. Так, когда Подойницын вошел в Горисполком с докладом об отпуске средств на организацию в музее отдела природы, то его там даже на смех подняли: «Что де ты потащишь в музей всю природу»… К слову скажем, что отдел природы появился в музее лишь в пятидесятые годы.
В 50-60-е годы руководство музея часто менялось. Директорами были И.Н. Букин, Г.Л. Яковенко, П.С. Чумилин, Л.С. Лукьянова, Я.Е. Казанов.

На протяжении пяти лет музеем руководил П.В. Хрустов. Это был талантливый художник и скульптор, автор множества проектов памятников и памятных мест. Созданные им художественные произведения и копии до сих пор используются в экспозиции музея.
С этим же периодом связано и сотрудничество музея с краеведом, летописцем Нерчинска Евгением Дмитриевичем Петряевым. Его книги и многочисленные статьи по истории края являются своеобразной энциклопедией Нерчинска.
В 1961 году музею была отпущена значительная сумма на капитальный ремонт, благодаря чему была проведена и реэкспозиция. В 1967 году музей получил статус межрайонного. В сферу его обслуживания, помимо Нерчинского вошли Шилкинский, Чернышевский и Балейский районы. В 1968 году, когда директорм музея работала М.С. Горюнова, стал использоваться под экспозицию и второй этаж здания, где была представлена история комсомола. Однако, в связи с аварийной ситуацией он был закрыт уже в середине 70-х годов, а эта площадь вплоть до переезда музея во Дворец М.Д. Бутина использовалась под хранение фондов.
   
Мебельный гарнитур XIX века
 
В 1976 году под руководством В.П. Диденко в музее была проведена реэкспозиция отдела истории Советского общества, а в 1978 году музей был награждён грамотой Министерства культуры РСФСР по итогам всероссийского смотра отделов истории Советского общества.
80-е годы XX века были связаны с подготовкой и празднованием столетия музея. В связи с этим на коллектив во главе с Л.Б. Бянкиным легла большая ответственность, а это десятилетие вполне можно назвать «золотым веком» Нерчинского музея. В 1985 - 86 годах была проведена полная реэкспозиция с учетом новейших музейных требований. К примеру, большая часть экспозиции отдела природы была представлена в форме диорамного показа, что позволило сделать восприятие материала более эмоциональным и доступным. Кроме этого, в музее часто проводились выставки, составленные как из фондов музея, так и из других музеев Советского Союза. Музей развернул издательскую деятельность, публикуя не только буклеты по истории и природе края, но и творчество местных авторов. Конечно, интерес к музею тогда был высок. Читая отчеты того времени, можно отметить высокую его посещаемость. Только в 1985 году музей посетило 19 тысяч человек. Музей неоднократно заносился на районную Доску почета и награждался грамотами. Директор музея Леонид Борисович Бянкин был награждён Знаком Министерства культуры за отличную работу.
   
В разные годы с музеем сотрудничали люди, оказавшие неоценимую помощь в его работе. Это краевед Н.Д. Музгин, занимавшийся историей Нерчинска и особенно горячо отстаивавший дату его основания в 1653 году. Учитель истории и НВП из пос. Чернышевск Ю.С. Орлов, организовавший ряд археологических экспедиций, позволивших сформировать богатую коллекцию древностей. Ученый – археолог из Владивостока А.Р. Артемьев, занимавшийся раскопками Нерчинского острога. И.И. Кириллов и Е.В. Ковычев из Читы, организовавшие ряд школьно-студенческих археологических экспедиций в Нерчинском и сопредельных районах. С.М. Синица, собравшая для музея богатую коллекцию по минералогии и палеонтологии. Художник и таксидермист Р.М. Терентьев, его сыновья Валерий и Иван, В.Н. Шахов, А.Л. Гладков неоднократно принимали участие в оформлении экспозиций. Список фамилий огромен и занимает не одну страницу в истории музея.
Современный вид Дворца Бутина
   
 

Вихрь 90-х принёс перемены во всех сферах жизни. Коснулось это и музея. Прекратившееся финансирование, многомесячные задержки по заработной плате, бесконечные аварии в системе отопления, отсутствие охраны – вот типичная картина тех лет. В 1994 году по настоянию возродившейся Забайкальской епархии один из пределов занимаемого музеем Воскресенского Собора был отдан прихожанам. Всеобщий кризис вновь поставил музей на грань уничтожения.
В этот период, по инициативе В.К. Колосова, был создан Центр по сохранению историко-культурного наследия Нерчинского района, впоследствии преобразившийся в филиал областной структуры. Главной задачей возглавившего его Л.Б. Бянкина, а впоследствии С.Ю. Литвинцева стала реставрация Дворца М.Д. Бутина, находившегося тогда в плачевном состоянии. Силами работников центра, директором музея А.Ю. Литвинцевым, депутатом Государственной Думы Я.М. Швыряевым, творческой группой ЧГТРК «Московский тракт» была проведена работа по созданию общественного резонанса по отношению к судьбе Дворца. Активно подключился к ней и Глава Администрации Читинской области Р.Ф. Гениатулин. Общими усилиями удалось добиться значительных сдвигов.
В 2000 году по инициативе директора музея А.Ю. Литвинцева и при поддержке Главы района В.М. Мальцева был создан оргкомитет по подготовке и празднованию 350-летия со дня основания Нерчинского острога. Активное участие в реставрации Дворца и подготовке празднования принял коллектив Читинского областного краеведческого музея под руководством В.К. Колосова. Всё это стало отправной точкой в грядущих положительных переменах.

Музей вновь стал организатором экспедиций, значительно пополнивших его коллекции, издателем краеведческой продукции, инициатором проведения смотров, конкурсов и конференций.
Кульминацией празднования стало торжественное открытие первой очереди Дворца 6 сентября 2003 года. А в октябре 2004 года был вынесен последний музейный предмет из помещения Воскресенского Собора. Тем самым была восстановлена историческая справедливость: музей получил достойное здание, а верующим была возвращена церковь.
Сегодня Нерчинский краеведческий музей – один из крупнейших культурных центров не только района, но и всей Читинской области. В его фондах более 23 тысяч единиц хранения, в том числе более 18 тысяч основного фонда. Ежегодно организуются научные исследования по всем направлениям, проводятся конференции и семинары, в том числе регионального уровня, издаются книги, разрабатывается документация по будущим стационарным экспозициям в отреставрированном Дворце М.Д. Бутина. Этому способствует сотрудничество с музеями и научными центрами Сибири и Дальнего Востока, обмен выставками и информацией.
В перспективе возможна реорганизация в музей – усадьбу Бутиных с созданием целой сети музейных комплексов, а также музеефикация исторического наследия Нерчинска, города, который по праву носит звание культурной столицы Забайкалья.

   
Автор текста - А.Ю. Литвинцев
     
© ГУК "Забайкальский краевой краеведческий музей имени А.К. Кузнецова"