672000, г. Чита, ул. Бабушкина, 113. тел. +7(3022)260315, 355530, 266709. e-mail: chitinsky.muzei@yandex.ru
Отдел Музей декабристов: 672010, г. Чита, ул. Декабристов, 3б. тел. +7(3022)310408, 310412
 
главная о музее новости экспозиции выставки коллекции публикации экспедиции
Часы работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 ч. Выходной день - понедельник
Входная плата: - 130 руб. (для студентов, школьников, дошкольников и пенсионеров - 90 руб.) Экскурсионное обслуживание: - 90 руб. (для всех категорий)

 

МУЗЕИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ 
   
Нерчинский краеведческий музей  
   
 
ЗЕРКАЛЬНЫЙ ЗАЛ ДВОРЦА БУТИНА
     
Главное украшение Дворца Бутина - музыкальный (зеркальный) зал, площадь которого составляет 136 квадратных метров. Здесь расположены знаменитые на весь мир венецианские зеркала, купленные М. Д. Бутиным на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Они были доставлены на пароходах через моря и океаны до Николаевска – на – Амуре, затем, на специально построенной барже, по Амуру и Шилке до с. Бянкино, и далее сухопутьем до Нерчинска. Легенда гласит, что последние километры пути зеркала несли на руках. Общая площадь самого крупного зеркала составляет 16 квадратных метров. Ещё два зеркала имеют размер по 8 кв.м., а расположенные между оконными проёмами 4 зеркала – по 4 кв.м. Уже в Нерчинске местные умельцы заключили зеркальное стекло в резные рамы, изготовленные из даурской сосны. В украшениях рам нашли отражение мотивы искусства позднего классицизма, достигшего расцвета в первой четверти XIX века.
Главная люстра зала
   
Верхние части рам (лобань) больших зеркал украшены резьбой и стукковым рельефом (смесь гипса и мраморной крошки). В центре, на фоне щита, выделены перекрещивающиеся пучки стрел в колчанах и мечи. По обеим сторонам от щита изображены обнаженные мальчики – путти (амуры), далее вазы с гирляндами из листьев. Внутренний балкон (нишу для оркестра) поддерживают пилоны – опорные четырёхгранные столбы по обеим сторонам входа в зал. Вместо балюстрады балкон украшен горельефным панно, в центре которого скульптура музы Терпсихоры – покровительницы танца и хорового пения.
   
Одно из зеркал Дворца
   
В соответствии со стилевым направлением в архитектуре того времени муза окружена свитой – амурами, изображенными в движении. Это - своеобразный оркестр.
По периметру зала, над дверными и оконными проёмами укреплены декоративные деревянные панно, покрытые слоем грунта, приготовленного из мелового или гипсового порошка в смешении с клеем, с добавлением лепных стукковых рельефов. В своё время они были покрыты слоем сусального золота, равно как и рамы зеркал. Крупные панно, расположенные над дверными проёмами, выполнены в виде панелей, украшенных в верхней части зубчатой резьбой, в нижней – углублениями с гроздьями рябины. Края их украшены изображениями старинных музыкальных инструментов. В центре – стукковые картуши в виде свитка с фамилией композитора и медальон с его рельефным профилем, а над ними крылатый мальчик путти.

Барельеф "Муза"
   
   
Панно над окнами выполнены как фрагменты нотного стана со скрипичными ключами, а так же духовыми и щипковыми музыкальными инструментами. Здесь же стукковые картуши в виде широкой или узкой ленты с фамилиями великих композиторов.
Выше декоративных панно, под потолком, проходит деревянный карниз с орнаментом в стиле контурного рельефа, покрытого позолотой. По периметру потолка расположена так же позолоченная деревянная лента – тяга.
Украшением потолка служит фигурная розетка с растительным орнаментом в форме цветка с кольцом в центре.
Освещался зал огромной позолоченной бронзовой люстрой, рассчитанной на 96 свечей. Вес её составляет свыше 350 килограммов. Вероятно, она была изготовлена на одном из заводов М. Д. Бутина по специальному заказу. В стиле её оформления наблюдается смесь мифологических сюжетов: её украшают фигурки драконов, амуров, грифонов, изображения женских ликов. Для опускания и поднятия люстры существует специальный механизм, сохранившийся до наших дней. Сегодня к люстре подведено электричество.

   
Венецианское зеркало
Пол в зале был устлан узорным паркетом из различных слоёв дерева, но в силу ряда негативных причин, связанных с эксплуатацией Дворца в годы Советской власти он был утрачен.
Двери, ведущие в следующие залы, украшены рельефными изображениями из слоновой кости.
Когда – то стены зала были украшены дорогими обоями и шелкографией. Всё это, равно как и многие украшения, подверглось расхищению. Однако и то немногое, что удалось сохранить и восстановить, позволяет представить былое великолепие жемчужины Забайкалья.
Вид в зал с балкона - ниши для оркестра
   
     
© ГУК "Забайкальский краевой краеведческий музей имени А.К. Кузнецова"